В 2017 году намерение продать машино-место стало реализовать намного проще, поскольку парковочные участки такого типа было разрешено приватизировать. На практике это означает, что владельцам таких активов стало доступно дарение, завещание, применение в виде залога, аренда, обмен или продажа машиномест. Причем юридически все сделки с оформленными в собственность площадками проводятся по стандартным для любой другой недвижимости схемам. Кроме того, хозяевам предстоит платить на такое имущество налоги в размере ставки не более 0,3% от цены по кадастру.
Оформление машино-мест
Рассматриваемое теперь в качестве обособленной недвижимости, это имущество нуждается в государственной регистрации в порядке, прописанном в нормативном акте №218-ФЗ. Официально понятие «машино-место» трактуется как крытый участок для стоянки транспортных средств, потому наземные площадки под новые стандарты просто не попадают. Дополнительными требованиями выступают:
- соответствие характера использования объекта его назначению, то есть переоборудовать участок в паркинге под кладовку или иные технические помещения не удастся;
- натуральные размеры парковочного места должны попадать в установленные законодательно нормы: ширина от 2,5 до 3,6 метров, длина от 5,3 до 6,2 метра при общей площади от 13,25 м2 до 22,32 м2;
- обязательная постановка выделяемого объекта на учет в ЕГРН, для чего потребуется изготовление технического плана, а также сбор ряда других документов для подачи в органы регистрации.
Чтобы вывести машино-место из состава долевой собственности для оформления индивидуальных прав гражданину потребуется получить соглашение других дольщиков на выделение доли. Альтернативный и, зачастую, более простой способ – получение решения общего собрания других участников долевой собственности на крытый паркинг. Эта бумага должна отражать порядок пользования общей недвижимостью, перечень сособственников, характеристики и принадлежность долей. Упрощение здесь в том, что для подготовки данного документа достаточно собрать для общего голосования минимум половину дольщиков, а не выяснять мнение каждого, как это предполагает первый метод.
Соглашение или решение собрания должны быть представлены в местное подразделение Росреестра (либо территориальный МФЦ) наряду с заявлением, правоустанавливающими актами, квитанцией оплаты пошлины за получение кадастрового паспорта, доверенностью, если заявитель делегировал задачу регистрации прав стороннему лицу.
При заведении машино-места в единый реестр недвижимого имущества готовится кадастровый паспорт нового объекта. Документ содержит порядковый номер площадки, описывает ее местоположение в границах паркинга, фиксирует границы и площадь. Если стояночное место ранее уже регистрировалось в ЕГРП как отдельная недвижимость, то вопрос целесообразности приведения документации в соответствие с новыми нормами оставляется на усмотрение собственника.
На заметку! Готовый кадастровый паспорт на машиноместа (ровно как и на квартиры, дома или землю) с некоторых пор не выдается на руки собственнику. На замену ему пришла выписка, в которой отражаются ключевые характеристики недвижимости и имеющиеся на нее права. Бумага нужна при совершении любых возмездных операций с объектом, при этом важно помнить: хотя официально срок ее действия нигде не закреплен, но обычно требуют документ, выданный не больше чем 30 дней назад.
Продажа машиномест: секреты и практики
С переводом парковочных мест в разряд отдельной недвижимости задача их сбыта существенно упростилась, поэтому отпала необходимость в обходных схемах, сопряженных с рисками обмана и признания сделок недействительными (через дарение, нотариальные доверенности на главу ТСЖ и прочее).
Однако остались другие ограничивающие факторы, главным среди которых можно назвать малое число потенциальных покупателей. Дело в том, что в таких площадках заинтересованы автовладельцы лишь из состава жителей близлежащих к стоянке домов. Причем большинство, как и прежде, стремится сэкономить средства, предпочитая оставлять машины на наземных парковках, а то и вовсе на газонах.
Сегодня уже начал формироваться пул специализирующихся на сделках с машиноместами риэлторов. Вместе с тем, по сию пору наиболее эффективными методами продажи остается:
- расклейка объявлений на въездах или иных заметных местах внутри либо снаружи паркингов;
- оповещение жильцов микрорайона путем размещения рекламы в подъездах домов, на специально предназначенных для афиш конструкциях, в соответствующих разделах местных форумов;
- договоренности с обслуживающим персоналом парковок и/или их руководством.
До нововведений реализация пребывающих в долевой собственности машиномест была сложной юридически задачей. С появлением возможности оформления частной собственности ситуация стала проще, однако экономические факторы низкого спроса еще предстоит преодолеть.