В условиях стабильного роста тарифов на оплату ЖКУ многие задумываются на предмет поиска возможностей снижения расходов. Сберечь свой бюджет поможет анализ профильного законодательства: ФЗ №4218-1 и ст. 159 Жилищного Кодекса. Помимо прочего, в этих документах прописан порядок предоставления субсидий малообеспеченным гражданам в части оплаты жилых помещений и коммунальных услуг. Частичная компенсация затрат производится тем потребителям, которые не имеют достаточного объема собственных денежных средств на оплату ЖКУ.
Кто имеет, а кто не имеет права на получение субсидии?
Поскольку на практике оформление субсидии – это довольно запутанный бюрократически процесс, то претендент должен разобраться: а положена ли ему такая помощь? Воспользоваться этим видом социальной господдержки могут:
- собственники жилья;
- участники жилищных кооперативов;
- пользователи объектов государственного и муниципального жилого фонда;
- арендаторы (но не субарендаторы!) жилой недвижимости, входящей в частные фонды.
Льготный режим распространяется только на граждан РФ. Не могут рассчитывать на субсидию лица, получающие пожизненную ренту, обладатели задолженности по коммунальным платежам, наниматели квартир, принадлежащих частным собственникам.
Очень многое зависит от совокупного дохода граждан, проживающих по указанному адресу. Претендовать на получение компенсационных выплат можно только в том случае, если доля расходов на оплату ЖКУ больше чем 22% общего бюджета. Такая величина – средний показатель для России, в некоторых регионах приняты другие значения.
Куда обращаться?
Прием и обработка документации, принятие решения о согласии или отказе в выдаче жилищной субсидии, расчет ее размера – все эти функции попадают в юрисдикцию регионального Управления по соцзащите населения. Проще говоря - Собеса.
Помочь собрать нужные бумаги, сделать все необходимые копии и получить консультации можно в территориальном подразделении многофункционального центра «Мои документы». На практике, обращаться в МФЦ комфортнее: формат работы таких служб современный и цивилизованный. Сотрудники центра принимают пакет документации и направляют его специалистам департамента социального обеспечения, которые после завершения всех бюрократических процедур пересылают свое решение обратно. Затем с номера 0919 заявителю приходит SMS-уведомления с приглашением забрать готовое решение по адресу первичного обращения.
Также оформить субсидию можно через личный аккаунт на портале госуслуг. Для нужно собрать и перевести все необходимые бумаги в цифровую версию. Затем сканы нужно загрузить их на сайт, указать свои паспортные и финансовые данные и нажать кнопку «Получить услугу». Факт завершения обработки заявки отобразится в личном кабинете, после чего нужно будет подойти в Собес с оригиналами документации. Если обращение произошло до 15го числа текущего месяца, а заявитель соответствует местным нормам предоставления субсидии, то первая выплата будет начислена уже в этом месяце. Если позднее, то в следующем.
Как определяется объем компенсации на услуги ЖКХ?
Самостоятельные попытки предположить на какой объем компенсации можно рассчитывать в каждом конкретном случае чаще всего обречены на провал, ведь размер отчислений не только индивидуален, но и зависит от множества факторов. Расчет базируется на следующих основных параметрах:
- социальной норме жилой площади на одного человека;
- региональных нормативах потребления ЖКУ одним потребителем;
- тарифах ЖКУ и взносов за ремонт и содержание жилых площадей;
- общее техническое состояние фонда и объекта по заявленному адресу.
Индивидуальные особенности тоже учитывают. К примеру, на величину компенсаций положительно влияет присутствие среди членов семьи ветерана труда, а отрицательно – наличие лишней площади.
Минимальный набор документов
Основой для оформления субсидии являются оригиналы и копии:
- паспортов (для несовершеннолетних - свидетельств о рождении) всех зарегистрированных по данному адресу родственников;
- выписки из домовой книги о составе семьи;
- правоустанавливающих документов;
- свидетельств о подтверждении родственных связей;
- реквизитов счета заявителя для дальнейших начислений;
- справок о доходах каждого члена семьи за срок шести предшествующих дню обращения месяцев: зарплата, пенсия, стипендия, пособие;
- квитанций об оплате взносов капремонта, электричества, газа, водоснабжения, отопления за последний месяц, иногда нужна справка об отсутствии долгов.
В каждой конкретной ситуации необходимый пул бумаг может различаться. Иногда нужно предоставить официальные подтверждения обоснования смены фамилии, иногда различных удостоверений, позволяющих претендовать на дополнительные льготы.
Финансовую поддержку от государства получить сложно, но при желании вполне реально. Однажды собрав весь пакет документов, постарайтесь его сохранить: уже через полгода при повторном обращении за новой субсидией он потребуется вновь.